Как отмечают Новый год и Рождество на Балканах: в Сербии и в Черногории.

1

Елка или дуб и что такое «сербский Новый год»?

Молодой дубок, так называемый бадняк, является главным Рождественским деревцем в балканских стра­нах. Причем именно рождественским, а не новогодним, однако относятся к нему здесь совсем не так, как мы привыкли относиться к новогодней елочке…

Славянские народы Балкана сохранили множество древних, а во многом даже языческих традиций. «Новогоднее-елочная глобализация», затронувшая Россию благодаря известному «прорубателю окон» в Европу царю Петру Великому, в Черногории ощущается гораздо меньше. Поэтому пластмассовые елки и елочные игрушки, продаваемые в местных магазинах накануне Нового года, — всего лишь дань общеевропейской моде, и местные жители относятся к этому празднич­ному «новоделу» весьма спокойно. Живую же елочку в Черногории добыть совсем непросто.

2А вот старинные традиции в Бадни Дан (6 января, Сочельник) и Бадне вече (рождественская ночь с 6 на 7 января) считаются истинно народными. Глава семьи с сыновьями до восхода солнца выстрелом из ружья уведомляют о походе за бадняком. Молодой дубок нужно срубить тремя ударами топора (в честь Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа). Деревце приносят во двор. С рассветом все члены семьи выходят из дома и умываются ледяной водой. После этого каждый мужчина берет по две ветки бадняка, входит в дом и поздравляет хозяйку с Рождеством, произносит пожелания благополучия и процветания.
Вечером при наступлении темноты мужчины скла­дывают костер, куда и помещается срубленный дубок — так, чтобы в огне оказалась верхушка. Хозяйка кла­дет на верхушку кусочек хлеба, бадняк также иногда посыпают зерном или поливают вином. Хозяин желает всем счастья, все пьют вино и едят хлеб, пока верхуш­ка бадняка не прогорит. Черногорцы при этом поют песни, произносят здравницы и стреляют в воздух из ружей. Как только верхушка прогорит, бадняк перено­сят в домашний очаг, поджигают его там и веселье достигает кульминации. При этом полдома устилается соломой, что способствует, как считается, хорошему урожаю, там же рассыпается зерно — с пожеланиями благополучия и достатка. Традиция разбрасывания зерна явно перекликается с русской.

3Оставшаяся колода бадняка, как считается, имеет целебную силу. Уголь и зола обладают свойством исце­лять домашний скот, а дым способствует роению пчел. Огонь, зажженный от бадняка, иногда поддерживают всю святочную неделю.

Сейчас черногорские традиции слегка «осовремени­лись»: на радость природоохранным ведомствам мало кто из горожан встает ни свет ни заря рубить дубок в лесу. Зато в Сочельник все рынки торгуют букетами из веток и пеньками дуба, обвязанными пучками соломы. Именно эти связки и сжигают горожане на кострах у своих домов или у церквей.

Надо добавить, что в период социалистической Югославии традиции празднования Рождества в значительной мере перенеслись на новогодние праздники, поэтому бадняк часто жгут и на Новый год. Как и в России, и в других славянских странах, колядующих здесь часто можно встретить не только в ночь с 6 на 7января, как положено, но и накануне Нового года. В Черногории уже 31 декабря повсюду появляются веточки дуба, которые прикрепляют даже к бамперам автомобилей. период отмены традиций времен социализма все еще раз сместилось: в новогоднюю ночь ровно в 12 часов устраивают салют, стреляют из ружей и взрыва­ют петарды, но почему-то и в Рождество именно в 12 часов тоже слышны залпы. Хотя рождественская ночь считается святой с момента захода солнца, и в самом моменте полуночи смысла немного.

Дополнительную неразбериху внесла и разница календарей: у католиков Новый год идет вслед за Рож­деством, как бы в продолжение праздников и гуляний, а у православных современный Новый год предваряет Рождество и приходится на время рождественского поста, как, впрочем, и в России. Поэтому в Черногории и Сербии принято в ночь с 13 на 14 января отмечать «старый Новый год», который здесь называется «Серб­ский», а святочной считается неделя с 7 по 14 января.

Несмотря на всю эту путаницу, масштаб рожде­ственского праздника в современной Черногории нам­ного больше, чем новогоднего — православие здесь никогда не подавлялось в такой степени, как в Совет­ском Союзе. Более того, в ранние времена становления черногорской государственности православие здесь служило элементом самоидентификации народов, ока-заеткихСя под управлением Австро-Венгрии и под гнетом османско-басманской империи, поэтому народные традиции, вошедшие в православные каноны, свято чтятся в Черногории и по сей день.

У православных Рождество считается вторым по значимости религиозным праздником после Пасхи. А среди семейных праздников Рождество стоит явно на первом месте, перед Славой — днем святого покровителя основателя рода и, соответственно, святого покровите­ля всей семьи (в России аналога этому празднику нет).
Все традиции Рождества проникнуты заботой о семейном очаге, о благополучии дома и особенно люби­мы детьми. Празднование начинается 19 декабря, в день Святого Николая Мирликийского, с именем кото­рого связана история появления Деда Мороза.

Дед Мороз, он же Деда Мраз. Иногда маски­руется под Санта Клауса.
Добродушный белобородый старик с мешком, полным подарков, стал главным героем рождественских и новогодних праздников в различных странах. У него много имен, но отличия в образе невелики: Дед Мороз в России, например, едет на тройке лошадей, а запад­ный Санта-Клаус запрягает оленью упряжку. Хотя поначалу оленей у него быть никак не могло: Святой Николай Мирликийский, считающийся прообразом волшебника, жил в IV веке в теплых краях — он был архиепископом в городе Миры Ликийские на террито­рии современной Турции. Святой Николай был удивительно добрым и щедрым человеком, очень любил детей, часто дарил им подарки, и даже на некоторых иконах его часто изображали в окружении ребятишек.

С XIX века в северных краях, в России, например, Святого Николая стали называть Дед Мороз. В годы главенства коммунистической идеологии это название вытеснило имя Святого Николая не только в России, но и в Югославии. И теперь детвора Черногории, Сербии и других балканских стран ждет чудесных подарков от Деды Мраза даже там, где морозов и в помине нет. И добрый старик не подводит: традиция дарить подарки — чудесные колокольчики, сладости, игрушки и хлопушки — продолжает радовать малышню по сей день.

Самое интересное, что мощи Святого Николая, которого исстари все дети Мира просят о рождественском чуде, покоятся в итальянском городе Бари, историческом и культурном «побратиме» черногорского города Бар. Вот так добрый Дедушка Мороз несет нам свои подарки через века и континенты — из Малой Азии через Скандинавию и Россию и снова на юг, в Черногорию.

Интересно и то, что 5 января считается особым днем, когда по поверью нельзя наказывать детей. Называется этот день «Туциндан», и если родители справились с задачей гуманного воспитания в этот день, весь год дети не будут вредничать и капризничать.

Христиане или язычники?
Христианские традиции укоренялись у славян с VI по XII век. Этот период, закончившийся разделением церквей на католическую (Римскую) и православную (Византийскую), принес много противоречий и сопровождался подавлением местных старинных обычаев и языческих культов. Наиболее прогрессивные священники старались не уничтожать языческие обычаи, а как бы «ассимилировать» их с христианской верой, моралью и философией. Одним из таких деятелей был Святитель Савва, первый Архиепископ Сербский. Именно днем Святого Саввы 27 января заканчиваются в Черногории рождественские праздники, которые до сих пор отмечаются в народе с использованием языческих обрядов — сжигание Бадняка один из них.

А начинается празднование так. За два дня до Рождества закалывают животное, обычно светлой масти, для приготовления на вертеле — так называемую «печеницу». Это может быть поросенок, гусь, индейка. Готовятся так же рождественский пирог, торты и другие блюда.

Во многих городах и селах взрослые и дети постарше — «коледники», «сировари», «положари» — до полудня в Сочельник ходят от дома к дому, поют песни и iroaQma-•«« вляют жильцов. Хозяева выходят из домов, угошяют и одаривают поющих подарками, как и колядующих на Руси. Добытые при этом мелкие деньги ребятишки втыкают в апельсин или в яблоко. В рождественское утро маленькие гости могут заглянуть и к вам.

В ночь перед Рождеством принято молиться — в доме, а лучше в храме, славить Господа — петь тропарь «Рождество твое», поздравлять друг друга. Потом палится бадняк, о котором мы уже рассказали выше. Ужин должен быть еще постным.

В старые времена в рождественскую ночь принято было выходить в поле на перекресток дорог и смотреть на небо. Достойному человеку в этот момент могли открыться тайны небесные, можно было получить ответы на свои непростые вопросы. Похожий обычай долго сохранялся и в России.

Утром, заслышав колокольный звон, люди одеваются в праздничную одежду и идут в церковь на рожде­ственскую литургию. После службы в дом берется просфора, все приветствуют друг друга: «Христос родился!» — «Воистину родился!» Таким приветствием принято обмениваться вплоть до праздника Богоявле­ния 19 января.

По возвращении из церкви семья располагается на соломе, которую раскидали в рождественскую ночь. Впрочем, можно разместиться и за столом, который потом нельзя сдвигать с места в течение трех дней гуляний. Весь стол вплоть до ножек обычно украшается пучками соломы и ветками дуба, на него ставятся блюда и красивые вещи.

Собравшиеся в этот момент выпивают ракию, иног­да — горячую ракию, закусывают фруктами или ореха­ми и ждут «полазника» — уважаемого всей семьей человека, который приносит в дом удачу. Полазник по прибытии берет ветку бадняка и водит ею в очаге или в печке, выбивая снопы искр. Чем больше искр — тем больше счастья и удачи, денег и барашков в стаде, а также всего прочего. Полазника щедро награждают едой и выпивкой, иногда дают деньги. Традиция полазника восходит к традиции волхвов, по звезде пришедших поклониться новорожденному Христу.

Приходит время трапезы. Сначала хозяин зажигает свечу или кадило, с которым обходит иконы и всех присутствующих, а дети обегают с кадилом весь дом. Все поют молитву «Отче наш» и праздничный тропарь:
После этого в некоторых семьях хозяин разбрасыва­ет по дому зерно, перечисляя тех, кому оно должно принести добро (членов семьи, путников, домашних животных), а также славя Бога и святых.

Наступает момент разговеться (прекратить пост). Хозяин выносит печеницу — коронное блюдо рождественского обеда. Чем лучше печеница — тем больше удачи в доме. Подаются также квашеная капуста, тушеная капуста с копченым свиным мясом, пирог с каймаком (створоженные сливки или сметана, местный «специалитет»), вареная фасоль и многое другое. Обычай предписывает ставить на стол и мед.
Хозяйка выносит особый плоский пирог — «погачу» или «чесницу», в который заранее кладется золотая или серебряная монетка — на счастье тому, кому достанется.

Кульминация вечери — хозяин достает сердце пече-ницы и раздает всем домашним по кусочку. После этого приходит время разломить погачу, и это делают особым образом. Сначала ее вертят по кругу, потом на ней делают надрез в форме креста и наливают туда вино. И только после этого разламывают. Счастливец находит у себя монетку.

Три дня идет праздник. На второй день принято ходить в гости, поздравлять соседей и друзей, принимать поздравления. На третий день из дома выносится солома, и празднование самого Рождества считается законченным. Но рождественские праздники еще идут: Святое Богоявление 19 января, День Святого Иоанна Предтечи 20 января, Святого Саввы Сербского — 27 января. Ну и, само собой, святочная неделя и сербский Новый год 14-го января.

Добавим, что католическое Рождество отмечается в Черногории, как и во всем мире, в ночь с 24 на 25 декабря, но масштаб праздника намного меньше. В обычаях празднования меньше видна связь с народными традициями и обрядами — в силу немногочисленности мест компактного проживания католиков в стране.

Как не наткнуться на закрытую дверь?
В период новогодних и рождественских праздников официальными выходными в Черногории являются 1, 2 и 6, 7, 8 января. В эти дни закрыты все государственные учреждения и офисы большинства частных компаний. В поликлиниках работает только дежурный врач. Ограничено движение общественного транспорта — автобусы ходят раз в час. Закрыты торговые центры, магазины и маленькие лавочки с одеждой, обувью и другими промышленными товарами. А вот режим работы продовольственных магазинов не меняется.

Где купить елку?
Искусственные елки всевозможных размеров продаются во многих товарных магазинах, супермаркетах и сувенирных лавках. Купить живую елку тоже можно, хотя эта задача немного сложнее.Традиционных для России «елочных базаров» здесь нет, зато в центры некоторых крупных населенных пунктов елки привозят на грузовиках, и продажа идет прямо у машины. Найти такие импровизированные торговые точки можно после 20 декабря.

 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Запись опубликована в рубрике история, настроение, Новый год, праздники, Рождество, Сербия, традиции с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.